Советы дефектолога

Учитель-дефектолог Алейникова Наталья Эдурдовна

График проведения консультаций учителя-дефектолога ПКПП

в 2024/2025 учебном году

Время проведения консультации

Группа лиц, для которых проводится консультацияруппа лиц, для которых проводится консультация

Тема консультации

16.25-17.25

18.09.2024

 

Для законных представителей учащихся первых классов

«Артикуляционная и дыхательная гимнастика и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи»

02.10.2024

Для педагогов 

«Эффективные приемы преодоления дизартрии у детей школьного возраста»

16.10.2024

Для законных представителей учащихся

«Как помочь ребёнку лучше читать?»

05.11.2024

Для педагогов

«Игры и упражнения по формированию фонематического анализа и синтеза»

20.11.2024

Для законных представителей учащихся, не попавших на ПКПП

«Игры и упражнения для развития фонематического восприятия»

04.12.2024

Для педагогов

«Что такое дисграфия?»

18.12.2024

Для законных представителей учащихся

«Как помочь ребенку с нарушением внимания»

08.01.2025

Для педагогов

«Приемы коррекции нарушений структуры слова»

22.01.2025

Для законных представителей учащихся

«Что нужно знать о навыках письма?»

05.02.2025

Для законных представителей учащихся, пишущих левой рукой

Что делать, если ребёнок пишет зеркально буквы?

19.02.2025

Мастер - класс для законных представителей учащихся с ОПФР

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

05.03.2025

Для педагогов

Тренируем навык чтения

 

19.03.2024

Совместная  работа учителя - дефектолога  с учителем класса по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов

Тренинг для педагогов

02.04.2025

Для педагогов и законных представителей учащихся

Учимся правильному речевому дыханию

16.04.2025

Для законных представителей  будущих первоклассников

Развиваем и совершенствуем связную устную речь

07.05.2025

Для педагогов и законных представителей учащихся

Как преодолеть нарушения письма и чтения

21.05.2025

Для законных представителей учащихся вторых и третьих классов

Подбор игр и упражнений по исправлению дисграфии у детей

 Среди родителей широко распространено мнение о том, что учитель-дефектолог занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • Накапливание и совершенствование словаря;
  • Развитие физического и речевого слуха;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционной моторики (дикции);
  • Развитие грамматического строя речи (правильности);
  • Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • Развитие речи. 

Другими словами, работа учителя-дефектолога нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

В коррекционной логопедической работе важен индивидуальный подход к каждому ребенку  в зависимости от вида и степени нарушения речи. Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно - в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:

  • Не ругать ребенка за неправильную речь;
  • Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;
  • Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;
  • Осуществлять позитивный настрой на занятиях со специалистами.

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач. 

Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.

В графике учителя-дефектолога выделено время для индивидуальных консультаций, на которых Вы можете получить информацию о динамике речевого развития Вашего ребенка, если он зачислен в Пункт коррекционно-педагогической помощи, или задать вопросы об особенностях речевого развития детей любого возраста, о возможных причинах речевых нарушений и способах их преодоления и предупреждения.

 

 

Как помочь ребёнку с нарушением внимания

Консультация

Как помочь ребёнку с нарушением внимания

 

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами.

К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы.

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания .

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

- Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

- Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

-Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

- Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

  1. Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
  2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.
  3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.
  4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
  5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.
  6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».
  7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
  8. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.
  9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.
  10. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.
  11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
  12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.

До сих пор обсуждается соотношение медикаментозных и немедикаментозных методов коррекции дефицита внимания. По вопросу медикаментозного лечения необходимо обратиться к специалисту — психоневрологу.

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергается обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

 

свернуть

Что такое дисграфия?

Консультация

Что такое дисграфия?

 

С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.

Вы наверно уже слышали такой термин: «дисграфия».

Дисграфия– это неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность  любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

Выделим следующие группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

1.Одна из основных групп риска – это дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (даже тяжелый токсикоз можно отнести к причине).

2.Еще одна группа риска – это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило это дети физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе вызывают серьезные проблемы у ребенка.

3.Группа риска – дети с различными неврологическими нарушениями.

4.Большую группу риска составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы ( например: не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, не умеет завязывать шнурки).

5.Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.

6.Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка.

Характер ошибок на письме у данных групп риска:

  1. Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).
  2. Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
  3. Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с…).
  4. Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
  5. Очень медленный темп письма, низкая работоспособность.
  6. Дрожание руки, дополнительные штрихи, дрожащие линии.
  7. Трудность выполнения связи между буквами, «печатание».

Расстройство двигательного акта письма (это выражается в нестабильности графических форм, медленный темп письма, дрожание линий, вылезает за строки, дети пишут с большим напряжением, чем быстрее темп письма, тем оно хуже).

В качестве помощи это самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.

Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно, необходимо усилить внимание при изучении каждой буквы, на расположение ее частей, направление штрихов. Не торопить, дать возможность писать в большой строке (микродвижение для этих детей непосильны) и медленно.

Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Не забывайте хвалить ребенка за малейшие продвижения и никогда не сравнивайте работу своего ребенка с работами других детей.

Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.

Основная причина – недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «право-лево». Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право- лево.

При раннем обучению письму зеркальное написание встречается гораздо чаще. Причина – позднее созревание тех отделов коры головного мозга, которые отвечают за пространственный анализ.

Рекомендации родителям

Что нельзя?

Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Работа не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, потом можно продолжать, общая продолжительность работы не более 40-50 минут.  Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

 Нельзя усаживать ребенка читать большие тексты,  писать с ним большие диктанты. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача – написать букву правильно!

 Нельзя ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Работайте с ребенком спокойно, без упреков, не торопите его, хвалите его.

 Нельзя устраивать ребенку проверки на скорость чтения.

 Нельзя стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

   Советы   родителям    

  1. Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму. Чтобы ребенок производил звуко – буквенный анализ, запоминал порядок звуков.
  2. Самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.
  3. При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.
  4. Словесные  игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет  наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит ( или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.
  5. Упражнение "Корректурная проба".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.  Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

 

свернуть

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия

Консультация

Игры и упражнения

для развития фонематического восприятия

 

      

      В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

     В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Вот примеры таких ошибок:

1) пропуск гласных и согласных букв (день - 'днь', между - 'межу');

2) перестановка букв, лишние буквы (лужа - 'нулжа');

3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - 'дожке', тишина - 'тишинына');

4) замена гласных в ударном положении (задача - 'задоча');

5) замена йотированных гласных (идёт - 'идют', посёлок - 'посялок');

6) замена согласных:

  • свистящих - шипящих (золотистый - 'жолотистый');
  • парных по звонкости - глухости (картофель - 'картовель');
  • сонорных (ржи - 'лжи', мебель - 'небель');
  • аффрикатов (птицы - 'птичы', цветы - 'чветы');

7) обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - 'крюгом', люди - 'луди');

8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки - 'василки', большие - 'болшие');

9) недописывание слов (мышка - 'мышк');

10) замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - 'требпечут');

11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - 'полицу', столбом - 'с толбом').

      У таких детей может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

   1) пропуск букв, слогов, предлогов;

   2) замена и перестановка букв, слогов;

   3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

   4) недочитывание окончаний слов;

   5) искажение слов;

   6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;

   7) «угадывание» слов.

   Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.

      Такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.

 

Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

 «Рыбалка».

Ход игры. Дается установка: поймать слова со звуком [л] (или другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками.

«Телевизор».

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. 

 «Рассели животных».

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

 

 

 

 «Цепочка слов».

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

«Собери цветок».

Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с]. 

«Волшебный круг».

Ход игры.

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот? трава – дрова, усы – уши, кадушка – катушка, дом – дым.

 «Эхо»

Ход игры. Назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Кроме того, можно предложить для повторения стихотворные фразы.

  «Путаница»

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

и лает –познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) и т.д.

ДЯТЕЛ Задание: отстукивать  разные ритмы в быстром темпе.

КТО ЛЕТИТ  Задание: говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Ребёнок  должен хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. При ошибке (например: собака летит) ребёнок не хлопает. В начале взрослый медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется. СТУК-ХЛОП Игра на выделение звука на фоне слога. Взрослый называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети хлопают, а услышав твердый – стучат по столу. МАГАЗИН Игры на выделение звука на фоне слова. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’] : яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Ребёнок отбирает картинки, в названии которых есть звук [л’]. СВЕТОФОР Игра на определение места звука в слове (позиции). В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый.

 

 

свернуть

Игры и упражнения по формированию фонематического анализа и синтеза

Консультация

Игры и упражнения по формированию фонематического анализа и синтеза

 

        Почти все дети, имеющие нарушения письма или трудности освоения навыков письменной речи, совершают ошибки, связанные с недостаточным развитием процессов языкового анализа и синтеза. Например, пропускают буквы, слоги, слова. Предлагаю игры, направленные на развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза. Выполнение предложенных заданий-игр будет способствовать уменьшению количества ошибок на письме, а именно, пропусков гласных и согласных букв.

  1. 1. «Запиши слово гласными буквами»

Предлагается записать слово только гласными буквами. Например, слово "куртка" записывается так: у-а.

  1. «Запиши слово согласными буквами»

Записать слово только согласными буквами. Например, слово «почта» будет выглядетьследующим образом: п-чт-.

  1. «Шифровка»

Предлагаем учащемуся написать слово так, чтобы каждой букве соответствовала чёрточка, при этом окончание необходимо записать буквами. Например, слово «курица» запишем так: – – – – – а, «ножницы»:  – – – – – – ы.

  1. «Цифровой диктант»

Слова записываются цифрами, обозначающими количество букв в словах. Диктант можно записать цветными ручками или фломастерами.

  1. «Порядковый анализ»

Выложить перед ребёнком цифровой ряд от 1 до 8 Предложить выдвинуть из ряда ту цифру, которая соответствует порядковому номеру заданного звука. Например, какой по счёту звук ш в слове кошка? Ребёнок выдвигает цифру 3

Усложнение: какой звук идёт после (перед) звука (звуком) ш в слове кошка? Какой звук между звуком к и звуком ш?

  1. «Сколько звуков + «Фигуру назови»

Определить количество звуков в словах и соединить картинку с соответствующей фигурой: 4 звука - четырёхугольник, 5 звуков - пятиугольник, 6 звуков - шестиугольник.

  1. 7. «Слово отгадай»

Определи первый или последний  звук в названии картинок , напиши соответствующую букву. Прочитай получившееся слово.

 

  1. 8. «Расшифруй слово»

Восстановите пропущенные согласные, которые обозначают:

1) геометрические фигуры:

О _ а _   (овал)

 _  _  у _ (круг)

 _  у _    (куб)

2) головные уборы:

_ а _  _ а  (шапка)

_ е _  _ а   (кепка)

3) игрушки:

_ я  _     (мяч)

_  у  _  _ а  (кукла)

ю  _ а      (юла)

свернуть

Как помочь ребёнку лучше читать?

Консультация

Как помочь ребёнку лучше читать?

 

Проблемы: НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ и НЕ УМЕЕТ ЧИТАТЬ.

 

6 советов, чтобы ребенок захотел читать.

 

1 совет. «ТЫ - способный!»

        Научите ребенка верить в себя, внушите ему, что он способный и если захочет, то сможет всего добиться. Если у ребенка не получается, не показывайте, что вы разочарованы.

        Найдите что-то положительное и обратите внимание на это:

-Смотри сколько мы с тобой прочитали. Это большое достижение! Давай и завтра попробуем не меньше.

-У тебя неплохо получается. Немного медленно, но нам некуда спешить. Скорость потом придет.

2 совет. «Научите читать для кого-то»

        Часто ребенок не хочет читать, потому что не понимает зачем это надо, ему просто так читать скучно. Нужно заинтересовать.

        Есть такой прием - «Чтение для кого-то». Чтение кому-то, это радость от того, что ты помогаешь, потом это начинает нравиться и ребенок привыкает и сам читает Шарику, Мурке, куклам.

3 совет. «Используйте щадящее чтение»

        На первых порах тексты должны быть очень маленькими или написанными крупными буквами. Лучше покупать «толстые» книжечки с большим количеством рисунков, но с малым текстом (1-2 предложения под иллюстрацией). Быстрое прочтение такой «толстой» книжки просто вдохновляет ребенка.

        Интерес к чтению убивает монотонность. Обязательно читайте тексты детям с разной интонацией, эмоционально. Ребенок помнит вашу интонацию всю жизнь, если она затронула его сердце и восприятие.

4 совет. «Читайте сами»

        Хотите, чтобы ребенок читал постоянно - служите в этом ему примером - читайте сами. Пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгой, а не только у телевизора.

5 совет. «Читайте почаще ребенку вслух»

        Чтобы научиться читать, нужно прежде всего научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать читаемое другими, уметь пересказать, рассказать о прослушанном.

        Первоначальное обучение чтению обязательно сопровождается слушанием детской книги. Читайте детям больше.

6 совет. «Постоянно объясняйте значения слов»

        Читая, ребенок должен понимать смысл слов, а не видеть набор букв. Иначе он технически будет уметь читать, но будет ненавидеть чтение. Родители могут здесь помочь, если будут постоянно работать над значением слов. Начинать нужно было, когда ребенок еще учился говорить. Не заглушать «почемучек», отвечать на их вопросы.

свернуть

Эффективные приемы преодоления дизартрии у детей школьного возраста

Консультация

Эффективные приемы преодоления дизартрии у детей школьного возраста

 

Часто дети смешно коверкают и перекручивают слова! Однако, с течением времени, речь у ребёнка может не исправится. В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.

Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Основными симптомами дизартрии выступают:

 

  1. Нарушение артикуляционной моторики:

- спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;

- гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;

  1. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков.

- речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.

- нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков.

  1. Нарушение речевого дыхания.

Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

  1. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии Характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

  1. Гимнастика для щек и губ:

- надуть губы и щеки;

- надуть щеки поочередно;

- втянуть щеки (между зубов);

- сымитировать сосательные движения;

- вибрация губами.

  1. Гимнастика для нижней челюсти:

- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;

- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.

  1. Гимнастика для языка:

- облизывание губ;

- упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.

  1. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:

- Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.

- Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).

- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.

- Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).

- Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.

- Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.

- Передвигать косточки на счетах.

- Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.

- Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.

- Лепить из пластилина.

- Собирать мозаику.

- Заниматься конструированием.

Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

- На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно

разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

- Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно

приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить

упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).

- Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.

- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Можно прикреплять бумагу кнопками к столу; использовать на первых порах мягкие карандаши утолщенного диаметра.

Упражнения:

- раскрашивание картинок;

- точное обведение контуров предметов;

- рисование простых предметов по проставленным точкам;

- соединение данных точек линиями разного направления;

- штриховка.

Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

 

свернуть

Консультация «Артикуляционная и дыхательная гимнастики и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи»

Консультация

«Артикуляционная и дыхательная гимнастики

и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи»

 

     Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

  К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно.

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: учителя-дефектологи, логопеды и, конечно, родители.

  Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) .    

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут
  • Выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  • Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т. д.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

               Артикуляционные упражнения

                                           (практическая часть)

            Немаловажное значение для правильного и четкого звукопроизношения играет дыхание.  Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, - процесс управляемый.

Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.

У детей часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи.

В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т. д., на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики

  • Длительность выполнения денных упражнений около 5 минут
  • При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным и плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями) .
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
  • Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов

  1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
  2. Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
  3. Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения) .
  4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
  5. Вдох через рот, выдох через нос.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов «Футбол» - Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

«Шторм в стакане» - Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Бабочка» - Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

«Снегопад» - Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.

         Грамотная, четкая чистая и ритмичная речь – не дар, а результат совместной работы логопедов, педагогов, родителей и детей.

свернуть

Как организовать логопедические занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

 

Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.

 Все занятия должны строиться по правилам игры!

 Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

 Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха.

 

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

 Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут

 Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша - ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!

свернуть

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма

Помимо строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама организация этого процесса, особенно в «трудных» и тем более «безнадёжных» случаях.

Поскольку ребёнок уже привык считать себя «безграмотным», и предшествующие безрезультатные или почти безрезультатные занятия с ним оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь прежде всего коренным образом изменить само его отношение к этим занятиям (имеется ввиду дополнительная домашняя работа родителей с ребёнком над ошибками). Поговорите с ребёнком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора - успокоить ребёнка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок». Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребёнка не дают и не могут дать положительного результата.

Занимайтесь с ребёнком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему предстоит выполнить ( в количестве строк или минут и чётко соблюдайте её, никогда не требуя лишнего ). Зная заранее о небольшом и вполне определённом объёме работы, ребёнок спокойно возьмётся за неё и постарается выполнить как можно лучше.

Проводите занятия таким образом, чтобы ребёнок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребёнка, скажите ему, что «ошибки сдаются», и закончите занятия на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе. Реально обеспечить соблюдение этого необходимейшего условия можно лишь в том случае, если на каждом конкретном занятии работа будет вестись только над грамматическим правилом, на котором и будет сосредоточено всё внимание ребёнка. Однако это не означает, что ребёнку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Просто все другие слова ребёнок очень внимательно списывает с книги или Вы диктуете их «подсказывающим образом».

Проработав вместе с Вами 3-4 дня или даже целую неделю подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребёнок полностью его усваивает и обязательно перестанет делать ошибки на это правило. И тогда Вы спокойно перейдёте к следующему правилу, периодически вспоминая и уже пройденное.

Начните с внимательного изучения тетрадей Вашего ребёнка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок.

Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Для этого перед записью каждого «сомнительного» слова необходимо спрашивать ребёнка, как он собирается это слово написать. В случае ошибочного ответа нужно ещё раз обратиться к правилу. И только по мере упрочнения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребёнком пропущенных букв.

Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребёнка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок при письме. Только таким путём можно «приучить» и его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позволит довести навык правильного письма до автоматизма.

свернуть

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

 

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем - начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

 

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки - наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

 

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки - например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

 

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

 

Игры со льдом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

 

Игры со звуками

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

свернуть
поделиться в: