Советы дефектолога

Учитель-дефектолог Алейникова Наталья Эдурдовна

График проведения консультаций учителя-дефектолога ПКПП

в 2024/2025 учебном году

Время проведения консультации

Группа лиц, для которых проводится консультацияруппа лиц, для которых проводится консультация

Тема консультации

16.25-17.25

18.09.2024

 

Для законных представителей учащихся первых классов

«Артикуляционная и дыхательная гимнастика и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи»

02.10.2024

Для педагогов 

«Эффективные приемы преодоления дизартрии у детей школьного возраста»

16.10.2024

Для законных представителей учащихся

«Как помочь ребёнку лучше читать?»

05.11.2024

Для педагогов

«Игры и упражнения по формированию фонематического анализа и синтеза»

20.11.2024

Для законных представителей учащихся, не попавших на ПКПП

«Игры и упражнения для развития фонематического восприятия»

04.12.2024

Для педагогов

«Что такое дисграфия?»

18.12.2024

Для законных представителей учащихся

«Как помочь ребенку с нарушением внимания»

08.01.2025

Для педагогов

«Приемы коррекции нарушений структуры слова»

22.01.2025

Для законных представителей учащихся

«Что нужно знать о навыках письма?»

05.02.2025

Для законных представителей учащихся, пишущих левой рукой

Что делать, если ребёнок пишет зеркально буквы?

19.02.2025

Мастер - класс для законных представителей учащихся с ОПФР

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

05.03.2025

Для педагогов

Тренируем навык чтения

 

19.03.2024

Совместная  работа учителя - дефектолога  с учителем класса по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов

Тренинг для педагогов

02.04.2025

Для педагогов и законных представителей учащихся

Учимся правильному речевому дыханию

16.04.2025

Для законных представителей  будущих первоклассников

Развиваем и совершенствуем связную устную речь

07.05.2025

Для педагогов и законных представителей учащихся

Как преодолеть нарушения письма и чтения

21.05.2025

Для законных представителей учащихся вторых и третьих классов

Подбор игр и упражнений по исправлению дисграфии у детей

 Среди родителей широко распространено мнение о том, что учитель-дефектолог занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • Накапливание и совершенствование словаря;
  • Развитие физического и речевого слуха;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционной моторики (дикции);
  • Развитие грамматического строя речи (правильности);
  • Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • Развитие речи. 

Другими словами, работа учителя-дефектолога нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

В коррекционной логопедической работе важен индивидуальный подход к каждому ребенку  в зависимости от вида и степени нарушения речи. Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно - в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:

  • Не ругать ребенка за неправильную речь;
  • Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;
  • Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;
  • Осуществлять позитивный настрой на занятиях со специалистами.

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач. 

Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.

В графике учителя-дефектолога выделено время для индивидуальных консультаций, на которых Вы можете получить информацию о динамике речевого развития Вашего ребенка, если он зачислен в Пункт коррекционно-педагогической помощи, или задать вопросы об особенностях речевого развития детей любого возраста, о возможных причинах речевых нарушений и способах их преодоления и предупреждения.

 

 

Консультация «Артикуляционная и дыхательная гимнастики и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи»

Консультация

«Артикуляционная и дыхательная гимнастики

и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи»

 

     Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

  К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно.

Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: учителя-дефектологи, логопеды и, конечно, родители.

  Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) .    

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут
  • Выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  • Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т. д.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

               Артикуляционные упражнения

                                           (практическая часть)

            Немаловажное значение для правильного и четкого звукопроизношения играет дыхание.  Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, - процесс управляемый.

Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.

У детей часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи.

В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т. д., на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики

  • Длительность выполнения денных упражнений около 5 минут
  • При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным и плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями) .
  • Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
  • Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов

  1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
  2. Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
  3. Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения) .
  4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
  5. Вдох через рот, выдох через нос.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов «Футбол» - Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

«Шторм в стакане» - Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Бабочка» - Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

«Снегопад» - Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.

         Грамотная, четкая чистая и ритмичная речь – не дар, а результат совместной работы логопедов, педагогов, родителей и детей.

свернуть

14 основных правил красивой речи!

1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

3.      Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

4.      Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.

5.      Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

6.      В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.

7.      Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

8.      Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

9.      Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

10.    Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

11.    Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

12.    Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

13.    При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

14.    Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

свернуть

Делать или не делать?

ДЕЛАЙТЕ! Радуйтесь Вашему малышу!

  • Если вы увидели, что ребёнок что-то делает, начните «параллельный» разговор (комментируйте его действия).
  • Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим успокаивающим, тоном.
  • Когда ребёнок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • Установите чёткие и жёсткие требования к ребёнку.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите медленно.
  • Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «ЧТО?»; «ПОЧЕМУ?» спросите, когда малыш подрастёт.
  • Каждый день читайте ребёнку.
  • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  • Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  • Старайтесь, чтобы ребёнок вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
  • Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, сказок и стихов: пусть он слушает их снова и снова.
  • Помогите ребёнку выучить его имя и фамилию.
  • Если ребёнок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
  • Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, филармонии, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству с вашим домом.
  • Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
  • Будьте примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие получаете Вы от чтения газет, журналов и книг.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Проблема отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

НЕ ДЕЛАЙТЕ!

  • Не перебивайте ребёнка, не говорите, что Вы не поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-нибудь другим.
  • Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
  • Не говорите: « Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
  • Не надо критиковать ребёнка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей
  • Не надо устанавливать для ребёнка множества правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Не перестарайтесь, доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
  • Не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания : всех логических связей, всех Ваших чувств («Мама устала»), абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса.
  • Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
свернуть

Нужно ли заниматься с ребенком летом?

Лето для детей - это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летнюю программу нужно включить и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время необходимость возобновить в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания вполне обоснованна. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала - включить основы предмета в рамки занимательной игры или рассказа. Вот несколько советов, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Развитие речи

Игры с мячом «Съедобное - несъедобное», «Живое - неживое», «Я знаю 5 названий (имен) ...» помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

Полезно выполнять игровые задания, развивающие словарь, слуховую память:

-        подбери признаки к предмету (яблоко какое? - зеленое, твердое, сочное и т.д.);

-        подбери предметы к признаку (кто или что бывает большим?);

-        подбери действия к предмету (цветок что делает? - растет, цветет, вянет, и т.д.);

-        подбери предметы к действию (что или кто летает? - самолет, вертолет, комар и т.д.);

-        кто составит самое длинное предложение? (наращивание предложения, начиная с 2-х слов: Кошка спит. Пушистая кошка спит. Пушистая кошка спит на ковре. Большая, пушистая кошка спит на синем ковре.)

 

Чтение

Для облегчения запоминания букв можно писать их на песке, рисовать человечков, похожих на разные буквы, лепить буквы из глины или соленого теста. То же можно делать и с цифрами.

Чтобы ребенок легко научился читать, называйте буквы по имени звука (М, но не ЭМ или МЭ!).

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации.

 

Ориентировка в пространстве

«Прятки». Размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под ., машина над .).

Для нормального функционирования головного мозга человеку необходима постоянная энергетическая подпитка коры головного мозга. Запасы энергии ребенок черпает, прежде всего, из окружающей среды: летние дни на свежем воздухе обогащают организм (и мозг) кислородом; купание и плавание создают тонизирующий контраст температур; хождение босиком по шершавой поверхности укрепляет нервную систему. Хорошей подпиткой для подкорковых отделов служат запахи и яркие впечатления. Чем более ребенок активен, чем больше разнообразных ощущений (прикосновений, воздействий внешней среды) он испытывает, тем лучше функционирует его головной мозг.

Поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ребенок хотел играть в описанные выше игры. Для этого нужно немного: научить играть, не отмахиваться от предложения ребенком совместной игры, уметь «поменяться ролями» с ребенком в ходе игры, поддержать интерес к познанию окружающего мира, к книге. Поощряйте стремление ребенка отразить яркие впечатления с помощью рисунков, стихов, сказок.

свернуть

Как организовать логопедические занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

 

Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.

 Все занятия должны строиться по правилам игры!

 Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

 Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха.

 

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

 Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут

 Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша - ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!

свернуть

Что же делать, если:

1.      Нет интереса, снижена познавательная активность. Ребёнок капризен, упрям, эгоистичен

А может, вы ущемляете его свободу, ограничиваете самостоятельность и инициативу? Может это упрямство обиженного (предъявляете непосильные требования), или баловня (не предъявляете требований), или безнадзорного (не предъявляете требований, но и не высказываете уважения)?

 

2.      Замкнут, застенчив, не уверен

Чаще поощряйте ребёнка, давая посильные поручения, отмечайте даже малейшие успехи, развивая его активность и самостоятельность, но не перегружайте малыша.

 

3.      Необуздан, своенравен, чрезмерно подвижен

Учите его согласовывать свои действия с действиями других, затормаживайте, вырабатывайте выдержку и терпение. И всё это в игре, которая имеет колоссальное значение для нормализации поведения и эмоционально-волевой сферы.

 

4.      Отсутствует самостоятельность

Не слишком ли лёгкий (или трудный) материал для занятий вы предлагаете малышу? Попробуйте подчеркнуть элемент занимательности и новизны. Заметьте и одобрите попытки что-то сделать самостоятельно, развивайте подражательную и произвольную деятельность. Обогащайте в игре впечатления и развивайте речь малыша, задавайте по ходу игры вопросы, давайте советы. Напомните возможный вариант игры. Обучайте показом, объяснением. Обсуждайте и оценивайте игровые действия, предлагайте новые ситуации и новые роли. И не забудьте об эмоциональном настрое: игра должна быть интересной и весёлой.

 

5.      Если у ребёнка неадекватные, навязчивые движения, игра однообразна и стереотипна (передвигает, постукивает)

Попробуйте заинтересовать его игрушкой, чем-то отвлечь, найдите возможность вовлечь ребёнка в практическое сотрудничество.

 

6.      Конфликты во взаимоотношениях, со сверстниками и со взрослыми

Понаблюдайте, какого рода эти конфликты, по вине ли ребёнка они возникают? По поводу или без него? Помогите ребёнку помириться, успокойте его. А если он не прав, объясните ему, в чём его ошибка.

 

7.      Нерешительность в принятии решений, безразличность к успехам, застенчивость

Не замкнуты ли сами родители? Может быть, это результат воспитания «одиночки»? Может, ребёнок длительно бывает один, предоставлен сам себе?

 

8. Проявляет интерес к грамоте

Можно в 3 года уже обучать элементам грамоты, это целесообразно для определения уровня развития, прогноза обучения, но это не должно выдвигаться на первый план, и нельзя ребенка перегружать

 

9.      Малоподвижный, инертный, отстаёт от сверстников

Больше развивать его движения, вовлекать в подвижные игры, поощрять инициативу и самостоятельность, давать разнообразные поручения.

 

10. Обеднена, недостаточно развита речь

Достаточно ли вы общаетесь с ребёнком? Правильно ли говорите сами (ведь ребёнок может подражать нарушениям звукопроизношения взрослого)? При играх привлекайте его внимание к совместной деятельности. целенаправленно занимайтесь развитием словаря и грамматического строя, развитием фонематического восприятия и звукопроизношения. Не подлаживайтесь под детскую речь, не сюсюкайте с ним. Личным примером приучайте ребёнка к правильной красивой речи.

  

11. Не поддерживает беседу

Не длинны ли вопросы к ребёнку? Нет ли сдвоенных вопросов, так как малыш может ответить только на один из них. Вопрос должен подразумевать только один определённый ответ, но не внушайте ребёнку ответ своим вопросом. Полезно использовать любовь детей к загадкам, сказкам.

 

12.Отсутствует выдержка, неустойчивое внимание

Приобщайте к спокойным играм, учите вслушиваться и всматриваться, доводить любое дело до конца, поощряйте умения и выдержку ребёнка. Терпение и выдержка взрослого, спокойный тон и сдержанные манеры - хороший пример для малыша.

Организуйте с ребёнком игры для развития произвольного внимания и восприятия (слухового, зрительного, тактильного). Постарайтесь сделать внимание более устойчивым, концентрированным, с большим объёмом.

 

13.    Не может довести работу до конца, не убирает за собой игрушки

Постепенно увеличивайте предлагаемую ребёнку работу, поощряйте после выполнения её, дать или сделать что-то интересное для него. Помогите ему выполнить задание, сделайте часть работы за него. Но подчеркните, что он смог это сделать сам. Не забудьте похвалить.

 

14.    Не умет играть, пробелы в развитии игровой деятельности сказываются на общем развитии малыша

Побуждайте к игровым действиям, подчёркивайте эмоционально их занимательность. Включайтесь в игру на главные и второстепенные роли. Не бойтесь показаться смешным и нарочно допустите ошибку. А вы-то не разучились играть? Помните, какие бывают игры? Дидактические, развивающие, ролевые, сюжетные, драматизация, игры с игрушками, с правилами и др. Решающий фактор развития игровой деятельности - влияние взрослого, совместное выполнение общего дела, совместная игра. Помогайте ребёнку в предметной и игровой деятельности. Чего не умеет малыш, делайте вместе с ним, а не за него.

 

15.    Предпочитает действовать левой рукой

Посоветуйтесь с врачом, надо ли ребёнка переучивать. Это зависит от состояния нервной системы малыша. Если и переучивать, то терпеливо, осторожно, не доводя до конфликта: не обижать ребёнка, не смеяться над ним, не дразнить, не запрещать действовать левой рукой, иначе можно вызвать нервный срыв вплоть до заикания и энуреза.

 

16.    Не умеет рисовать, конструировать

Направить внимание ребёнка на анализ свойств того предмета, который он будет пытаться изобразить: «Какие зелёные иголки у ёлки, какой красный грибок под ёлкой...» Такое направленное восприятие обогатит впечатления ребёнка, сделает его рисунок выразительным. Обучайте конструированию по образцу: «Сложи так же». Правильно ли держит карандаш? Может ли в заданном направлении провести линию? Ровно ли сидит за столом?

 

17.    Имеет пространственные нарушения

Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения. Полезно научить применять стрелки, показывая направления! Хорошо использовать для этого игру «В прятки»: спрятать игрушку, а стрелками показывать, где она. Надо оречевлять предметные действия (поставил на, около, в) и выполнять соответствующие действия по словесной инструкции. походите по комнате: «Что на диване, а что над ним (под, около). Что между окном и шкафом? А что за шкафом? И т.д.

 

18.    Не слушается, не выполняет необходимых правил

При сомнении наказывать или не наказывать - не наказывайте. Не мешайте ребёнку быть разным: хорошим и не очень. А уже если наказали - не забудьте быстрее простить. Ребёнок не должен бояться наказания, он должен хотеть быть хорошим. Осторожнее с похвалами в адрес других - это тоже косвенное неодобрение.

свернуть

Как помочь ребенку в его развитии?

Дети развиваются по-разному, а значит, по-разному должны действовать и родители, и воспитатели, встречая таких разных детей. Как помочь ребёнку в его развитии? Готовых рецептов на все случаи нет. Поэтому родители должны быть к малышу внимательными, и это даст им возможность найти свой подход к его воспитанию, понять ребёнка, определить, что сделать, чтобы он стал лучше, как строить отношения с ним.

Подумайте о возможных причинах каких-либо отклонений в развитии ребёнка. Может быть, вы неправильно организуете общение с ним, недостаточно уделяете внимания формированию игры? Не равнодушны ли вы к ребёнку? А может у него бедность чувственного опыта (нет ли недостатка в игрушках, но и их избыток, проводящий к эмоциональному перенасыщению ребёнка, тоже плохо).

Задумайтесь, как и чем занимается ребёнок. Что и как он делает? Что он умеет? Чему его ещё можно научить? Как говорят специалисты, надо учитывать зону ближайшего развития ребёнка. Это и есть разница между теми заданиями, которые ребёнок выполняет самостоятельно, и задан6иями, которые он может выполнить с помощью взрослого. Чем больше ребёнок умеет делать с помощью взрослых (но именно сам с помощью взрослых, а не взрослые вместо него), тем больше со временем он сможет выполнить самостоятельно.

Постарайтесь выяснить уровень познавательной активности малыша. Ведь любознательность - источник его умственного развития. А стремится ли он к общению? У каждого малыша, есть огромные резервы умственного и речевого развития, усвоения знаний и навыков. Не будет преувеличением сказать: секрет успехов и неудач в школе - в дошкольном возрасте. А соблюдается ли режим дня? Все ли советы врача выполняются? Рука об руку с вами малыш будет развиваться, используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого дня.

Думаем, что нет необходимости убеждать родителей, как важно им согласовать семейное воспитание с воспитанием ребёнка в детском саду, устанавливая контакт с его воспитателями. Именно в трёхлетнем возрасте большинство детей начинает посещать детский сад. Перемена образа жизни вызывает у ребёнка переживания, поэтому ему необходим определённый период привыкания к учреждению, к коллективу, т.е. адаптация к новым условиям. Одни дети в новых условиях оказываются пассивными (заторможенными), другие, наоборот, чрезмерно возбудимыми, активными.

Согласованные действия родителей и воспитателей, а при необходимости и консультация с врачом - залог предупреждения детской нервности, профилактика нарушения развития и поведения.

свернуть

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Эти советы помогут ребёнку успешно освоить русский язык и школьную программу:

Правильное звукопроизношение - к поступлению в школу у ребёнка полностью должно быть сформировано звукопроизношение . Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду. Т.к правильное звукопроизношение лежит в основе освоения грамоты.

Звуковая культура речи. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

Расширение словарного запаса. Для успешного обучения в школе, необходимо целенаправленно развивать пассивный (особенно в раннем возрасте), активный (в старшем возрасте). Следите за своей речью, не допускайте ошибок, так как дети учатся у нас всему. Можно придумать множество игр, способствующих развитию словаря («Назови одним словом», «Что есть у машины», «Кто больше скажет животных, фруктов.

Связную речь. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ т.д

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

Развитие мелкой моторики. Не так важно обучить ребёнка чтению, как подготовить руку к письму. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п. Игры можно организовывать в любое время (на кухне с крупами, в ванной с прищепками т.д)

Ориентировка в теле и пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из часто задаваемых родителями. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.

Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.

Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

Помогите своему ребёнку, и он скажет вам СПАСИБО! Не ругайте его за неудачи, обязательно находите положительные стороны, вы это его крепость и он должен чувствовать опору

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

свернуть

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма

Помимо строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама организация этого процесса, особенно в «трудных» и тем более «безнадёжных» случаях.

Поскольку ребёнок уже привык считать себя «безграмотным», и предшествующие безрезультатные или почти безрезультатные занятия с ним оставили в его душе нежелательный след, постарайтесь прежде всего коренным образом изменить само его отношение к этим занятиям (имеется ввиду дополнительная домашняя работа родителей с ребёнком над ошибками). Поговорите с ребёнком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора - успокоить ребёнка и заинтересовать его предстоящей работой, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок». Этот положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребёнка не дают и не могут дать положительного результата.

Занимайтесь с ребёнком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему предстоит выполнить ( в количестве строк или минут и чётко соблюдайте её, никогда не требуя лишнего ). Зная заранее о небольшом и вполне определённом объёме работы, ребёнок спокойно возьмётся за неё и постарается выполнить как можно лучше.

Проводите занятия таким образом, чтобы ребёнок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите за это ребёнка, скажите ему, что «ошибки сдаются», и закончите занятия на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе. Реально обеспечить соблюдение этого необходимейшего условия можно лишь в том случае, если на каждом конкретном занятии работа будет вестись только над грамматическим правилом, на котором и будет сосредоточено всё внимание ребёнка. Однако это не означает, что ребёнку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Просто все другие слова ребёнок очень внимательно списывает с книги или Вы диктуете их «подсказывающим образом».

Проработав вместе с Вами 3-4 дня или даже целую неделю подряд достаточно настойчиво над одним и тем же правилом, ребёнок полностью его усваивает и обязательно перестанет делать ошибки на это правило. И тогда Вы спокойно перейдёте к следующему правилу, периодически вспоминая и уже пройденное.

Начните с внимательного изучения тетрадей Вашего ребёнка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок.

Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с так называемых предупредительных диктовок, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемое правило. Для этого перед записью каждого «сомнительного» слова необходимо спрашивать ребёнка, как он собирается это слово написать. В случае ошибочного ответа нужно ещё раз обратиться к правилу. И только по мере упрочнения навыка правильного написания слов можно постепенно переходить к контрольным диктовкам и к упражнениям на вставку самим ребёнком пропущенных букв.

Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребёнка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок при письме. Только таким путём можно «приучить» и его руку к правильному написанию слов, что в конечном итоге позволит довести навык правильного письма до автоматизма.

свернуть

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.

Вот основные виды сенсорных игр.

 

Игра с красками

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканчиков. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане можно развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем - начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

 

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать из крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки - наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

 

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки - например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

 

Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

 

Игры со льдом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку и стакан налейте горячий чай (можно подкрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры.

Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

 

Игры со звуками

Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

свернуть
поделиться в: