О безопасности

О проблемах торговли людьми. Безопасности трудоустройства за пределами Республики Беларусь

развернуть

статистические данные (скачать в формате Microsoft): Статистика по ПТЛ с 2000 по 2019.doc

Проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

В 2003 г. в Беларуси ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол). Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. В 2013 г. наша страна присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, которая вступила в силу для нашего государства 1 марта 2014 г. Выполняя международные обязательства, государство проделало значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с международными договорами.

Выстроена система мер по противодействию торговле людьми, которая включает совершенствование национального законодательства; деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация; подготовку кадров; международные усилия и сотрудничество. Наряду с этим уделяется большое внимание обеспечению доступа заинтересованных к статистике, отчетности и иной полезной информации, размещаемой в глобальной компьютерной сети Интернет.

В соответствии с международными договорами выработаны ключевые нормативные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми. Урегулированы проблемные вопросы трудоустройства и обучения за границей, международного усыновления, деятельности брачных агентств. Законодательно закреплено определение жертвы торговли людьми, определены меры по защите и реабилитации жертв.

С 2002 г. реализуется план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде программ. Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая и третья – на 2008 – 2010 и 2011 – 2013 годы соответственно (утверждены Главой государства). Четвертая, пятая и шестая программы были разработаны на 2013 – 2015/2017 – 2019/2020 – 2022 гг. и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией (утверждены решениями координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь). Они совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция). Уход в трех последних программах от одной лишь торговли людьми и объединение в них нескольких проблемных сфер связаны с сокращением масштабов торговли людьми (почти в 10 раз) и нецелесообразностью распыления сил и средств.

В реализации всех антитрафикинговых программ активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально программы были ориентированы в основном на уголовное преследование трафикеров, то сегодня акценты смещены на профилактику, работу телефонов «горячей линии», социальную рекламу, защиту и реабилитацию пострадавших (с активным использованием потенциала международных организаций, общественных объединений).

По инициативе МВД в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) в 2005, 2008 и 2015 гг. внесены изменения и дополнения, благодаря которым в стране сегодня действуют семь составов преступлений, охватывающих различные виды и формы «современного рабства».
Вот эти составы: статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»; статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»; статья 181 «Торговля людьми»; статья 1811 «Использование рабского труда»; статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей); статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если это привело к эксплуатации человека за рубежом); статья 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего» (в случаях, когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок).

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми приведено к международным стандартам национальное определение торговли людьми (при этом для устранения конкуренции норм дано также определение использования занятия проституцией).

В декабре 2014 г. в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» внесены изменения и дополнения, которые определили основы идентификации жертв торговли людьми, а также ввели принцип 30-дневного срока на обдумывание ими своей ситуации и принятие решения об обращении в органы уголовного преследования. Важно, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

Во исполнение Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, утвержденный Правительством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 г.). Созданный механизм предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций. Помимо этого, действует ряд иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование оказания реабилитационной помощи жертвам торговли людьми.

Сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, об идентифицированных жертвах торговли людьми, а также о состоянии преступности в рассматриваемой сфере обобщаются и размещаются на официальном сайте МВД (исключительно статистические данные).

Деятельность в Беларуси государственных органов, международных организаций, общественных объединений в сфере борьбы с торговлей людьми, а также их координация сегодня разделены на две составляющие. Первая затрагивает координацию работы правоохранительных органов (осуществляется координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). Вторая составляющая касается координации при идентификации, жертв торговли людьми и их перенаправлении для применения мер по защите и реабилитации, в том числе за рубежом (здесь общим координатором является МВД). Кроме того, на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика в рассматриваемой сфере, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых в Беларуси усилиях по искоренению торговли людьми.

Налажено активное взаимодействие МВД с Представительством Международной организации по миграции (МОМ) в Республике Беларусь, Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с торговлей людьми.
При поддержке МВД они проводят информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, создают свои приюты и убежища для жертв торговли людьми, уполномочены их самостоятельно выявлять и реабилитировать, участвовать в реализации государственного социального заказа.

Взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями в области борьбы с торговлей людьми осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи (ПМТП). В настоящее время совместно с Представительством МОМ реализуется ПМТП «Укрепление в Республике Беларусь национального механизма перенаправления пострадавших от торговли людьми», рассчитанный на 2017 – 2020 гг. Выполняются планы сотрудничества МВД с ЮНИСЕФ.

На региональном уровне сотрудничество в рассматриваемой сфере строится в рамках деятельности междисциплинарных групп из представителей милиции, органов пограничной службы, прокуратуры, судов, Следственного комитета, организаций образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, представителей международного и общественного сектора.

На международной арене Республика Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с торговлей людьми. Еще в 2005 г. в ходе Саммита глав государств и правительств в г. Нью-Йорке Глава государства с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, в развитие которой 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. По инициативе Беларуси дата 30 июля объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днем борьбы с торговлей людьми. Ежегодно организуются приуроченные к этой дате пресс-конференции, иные информационные мероприятия (выступления на открытии тематических молодежных лагерей, в СМИ и т.д.). Позиции Беларуси в сфере противодействия торговле людьми на мировом уровне отстаиваются представителями МВД и Министерства иностранных дел, Постоянными представительствами Республики Беларусь при международных организациях.

Для выявления и раскрытия торговли людьми и связанных с ней преступлений в структуре МВД создана специализированная служба – главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции (ГУНиПТЛ КМ МВД). С целью укрепления кадрового потенциала в Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми. Кроме того, с 2007 г. на ее базе функционирует открытый при содействии МОМ Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (МУЦ), который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

Можно уверенно отметить, что сегодня принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми и связанным с ней преступлениям показывают свою эффективность и отвечают особенностям внутренней и внешней ситуации в данной сфере.

Основные формы торговли людьми остаются в нашей стране практически неизменными с 2000 г. – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации (в 2010 г. выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов). Самым распространенным в Беларуси видом эксплуатации жертв торговли людьми является сексуальная эксплуатация. Для нее трафикеры перемещают людей преимущественно в Российскую Федерацию, а также в страны Европейского союза и Ближнего Востока, однако внутренняя сексуальная эксплуатации превалирует над внешней.
С целью трудовой эксплуатации белорусов, как правило, вывозят в Российскую Федерацию и Республику Польша, однако данный вид трафикинга также более распространен внутри республики.

В 2019 г. органами внутренних дел выявлено 1419 преступлений в сфере противодействия торговле людьми и связанным с ней преступлениям (трафикинг, оборот порнографии, в том числе детской, а также преступления против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних). Из указанного количества 541 преступление, или 38,1%, относится к категории тяжких и особо тяжких.

Установлены 794 подозреваемых в совершении торговли людьми и связанных с ней преступлений (163 лица арестованы).

Идентифицированы 128 жертв торговли людьми, включая 30 несовершеннолетних, из которых 22 ребенка использованы в качестве моделей/актеров для изготовления порнографии.

По линии противодействия непосредственно трафикингу (это деяния, предусмотренные Палермским протоколом) выявлено 93 преступления, в том числе 49 тяжких и особо тяжких. Основная их часть (92) связана с сексуальной эксплуатацией, которая в большинстве случаев осуществлялась внутри страны. Однако это не ослабляет внимания к пресечению внешнего трафикинга: в 2019 г. перекрыто 15 каналов поставки «живого товара» за рубеж, по которым проходят 20 жертв.
В общем массиве трафикинга превалируют факты организации и/или использования занятия проституцией, составляющие 76,3% (71) от всех преступлений указанной категории.

С разбивкой по конкретным видам преступлений ситуация выглядит следующим образом: организация и/или использование занятия проституцией (статья 171 УК) – 71; вовлечение в занятие проституцией (статья 171УК) – 18; торговля людьми (статья 181 УК) – 4.

Примеры: 

В феврале 2019 г. пресечена преступная деятельность гражданина Иракской Республики, который в период с 2017 по февраль 2019 гг. на территории г. Минска занимался вовлечением и использованием занятия проституцией белорусских женщин. Последний осужден по части 1 статьи 171, части 2 статьи 171-1 УК к лишению свободы.

В ноябре 2019 г. в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по пресечению канала вывоза гражданок нашей страны за границу с целью сексуальной эксплуатации в г. Минске при попытке вывоза завербованных женщин задержан гражданин Украины, который в ходе общения в мессенджерах и социальных сетях подыскал двух жительниц столицы для подконтрольного занятия проституцией в Литовской Республике.

Особое внимание обращают на себя случаи тесной связи торговли людьми с оборотом детской порнографии и педофилией (когда несовершеннолетние жертвы передаются другим лицам для использования порно-съемках и удовлетворения сексуального влечения).

Пример: 

По нашумевшей в 2019 г. истории касаемо серии преступлений в отношении заведомо малолетних, девочек, а именно: изготовление и распространение порнографических материалов с их изображением, развратные действия, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, торговля людьми, а также незаконный оборот наркотических средств, осуждены четверо виновных лиц по частям 2, 3 статьи 343-1, части 1 статьи 169, части 3 статьи 167, части 3 статьи 166, части 3 статьи 167, части 3 статьи 181, а также по части 1 статьи 328 УК к 20 годам лишения свободы.

Помимо выявления и раскрытия преступлений, органами внутренних дел принимаются значительные усилия, направленные на профилактику преступлений торговли людьми и связанных с ней преступлений,
в особенности – сексуального насилия и эксплуатации в отношении детей (где главной угрозой современности является перемещение противоправной деятельности в сеть Интернет).

При поддержке Представительства МОМ и ЮНИСЕФ проводятся информационные кампании, по телевидению транслируется социальная реклама, в метро и на вокзалах размещаются информационные листовки, на улицах городов устанавливаются билборды, работают телефоны горячей линии, информационные порталы в сети Интернет. Разработана и введена в эксплуатацию тематическая ветка интернет-ресурса «kids.pomogut.by», которая предназначена в том числе для получения необходимой информации по вопросам защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации в интернет-пространстве.

В продолжение инициатив МВД, предлагаемых заинтересованным еще с 2015 г., для более эффективного противодействия сексуальному насилию и эксплуатации в отношении детей, их защиты, совершенствования раннего выявления и профилактики преступлений указанных категорий в декабре 2019 г. на заседании республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией рассмотрен проект комплексных мер. Результатом стало утверждение Советом Министров Республики Беларусь плана организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2020 – 2022 гг. Ряд предложений МВД, не вошедших в план, интегрирован в новую Программу по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020 – 2022 гг.

В целом предпринимаемые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений.
Это заслуга совместной работы как государственных органов, так и заинтересованных международных и неправительственных организаций, которые не конкурируют, а дополняют друг друга.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, важно понимать, что для эффективного противодействия «современному рабству» необходимо вовлечение в борьбу с ним всего общества.

@Информация взята с сайта Министрерства внутренних дел Республики Беларусь


Правила безопасного выезда за границу

 

- В паспорте должна быть рабочая виза (туристическая виза не дает права работать. В случае, если Вы будете работать нелегально, Вы не сможете получить достойную оплату, не сможете получить медицинскую помощь или уйти на больничный. Вы станете полностью зависимы от Вашего работодателя);

 

- Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство за границей (списки фирм, имеющих такую лицензию, есть в Управлении трудовой миграции при Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь). Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме);

 

- Работа должна быть легальной (необходимо заключить договор о трудоустройстве, контракт);

 

- Контракт (договор) должен быть заключен до выезда за рубеж;

 

- Контракт (договор) должен быть составлен на русском языке, в доходчивой форме, в нем не должно быть непонятных или двусмысленных пунктов;

 

- В контракте (договоре) должны быть оговорены условия самой работы, а также проживании, оплаты и медицинской страховки;

 

- Оформите страховку от несчастных случаев и болезни в страховой компании;

 

- Нужно знать точный адрес будущей работы (оставить его родным и друзьям), а также данные лиц или фирмы, которые вас трудоустраивали;

 

- Свяжитесь с посольством той страны, куда намерены поехать. Узнайте требования для устройства иностранцев на работу в этой стране;

 

- Билеты должны быть в обе стороны (обратный, с открытой датой).

 

- Нельзя никому доверять свой паспорт;

 

- Нужно сделать ксерокопии всех важных документов: паспорта, визы, контракта и др., и иметь их при себе на случай потери или лишения оригинала;

 

- Оставьте родным свою последнюю фотографию и копии всех документов.

 

- Договоритесь со своими друзьями и семьей о том, когда и каким образом Вы дадите им знать о своих делах;

 

- Договоритесь с родными об условной фразе, которая даст понять, что с вами что-то случилось; - Поддерживайте постоянную связь с домом;

 

- Узнайте телефон белорусского посольства в той стране, куда Вы едете, и телефоны служб, которые могут оказать помощь. Если что-то случится с паспортом, нужно обращаться в дипломатическое представительство своей страны;

 

- Возьмите с собой разговорник или словарь;

 

- Возьмите с собой номера контактных телефонов, которые Вам могут понадобиться;

 

- Возьмите с собой денежную сумму на транспортные расходы для возможного возвращения домой;

 

- Если у Вас есть какие-либо сомнения по поводу Вашего трудоустройства за рубежом или Вы уже попали в беду, звоните по телефону горячей линии по вопросам безопасного выезда и пребывания за границей:

 

• Минск: (017) 295-31-67; 8-801-100-8-801 (звонок бесплатный)

свернуть

Наглядно-изобразительный материал для родителей

развернуть

Работа по формированию культуры безопасности для МЧС уже много лет является приоритетной. Спасатели используют наглядно-изобразительную продукцию, аудио- и видеоролики, взаимодействуют со СМИ и многое другое, ведь это мощный и эффективный способ передачи информации. Особая категория - родители. В помощь им на сайте МЧС представлены разработки Республиканского центра пропаганды спасателей, где можно найти брошюры, буклеты, аудиосказки, раскраски и другие материалы, которые помогут научить ребенка безопасности. 

С разработками Вы можете ознакомиться на официальном сайте МЧС Беларуси.

свернуть

Памятка для родителей "Безопасность ваших детей"

развернуть

Советы молодым мамам

развернуть

Работа по формированию культуры безопасности для МЧС уже много лет является приоритетной. Спасатели используют наглядно-изобразительную продукцию, аудио- и видеоролики, взаимодействуют со СМИ и многое другое, ведь это мощный и эффективный способ передачи информации. Особая категория - родители. 

Одной из актуальных тем сегодня является помощь молодым родителям. Мама  - это тот человек, который в первые годы жизни больше всего времени проводит с ребенком. В прошлом году были спасателями было уделено особое внимание материалам, созданным для молодых мам. Республиканским центром пропаганды были разработаны две серии обучающего видеофильма «Супермама» – для родителей детей от рождения до года и от года до трех соответственно.

Спешим обрадовать молодых родителей, молодых мам и обладателей мобильного приложения «Помощь рядом»! Теперь в разделе «Энциклопедия» карманного помощника появился путеводитель по безопасности для новоиспеченных мам и пап. В нем расскажут основные правила, которые позволят сделать взросление и детство малышей не только счастливым, но и беззаботным.

свернуть

Службы помощи детям и родителям.

развернуть

8(0212) 37-08-42 - школьный кабинет педагога-психолога.

8(0212) 61-60-60 - круглосуточный телефон доверия.

8(0212) 47-64-38 - подростковое наркологическое отделение.

8(017) 246-03-03 - республиканский телефон доверия МОКЦ "Психиатрия-наркология".

8(0212) 57-24-71 - центр "Здоровье молодежи".

свернуть