Сценарий профилактического мероприятия
«Наркотики: ЗНАК БЕДЫ»
«Равнодушие – это паралич души,
преждевременная смерть»
А.П. Чехов
Введение
Распространение наркомании в обществе, в частности среди молодежи, является чрезвычайно острой и актуальной проблемой.
Именно дети и подростки сегодня – едва ли не самая уязвимая часть общества, которая открыта для всех опасностей и угроз. Подростковый возраст – возраст жизненных перемен и ломки характера. Его тяжело переживают окружающие, но её тяжелее - сами подростки. В этом возрасте настроение детей крайне переменчивое настроение, они крайне ранимы, что иногда приводит к неспособности адекватно оценивать ситуацию и вести себя в соответствии с ней. Ощущение заброшенности и одиночества, собственной несостоятельности и неясности жизненных перспектив, утрата смысла жизни... в таком состоянии подросток легко может стать добычей для «преступных» взрослых.
Наркомания – это поверхностный симптом более глубоких проблем. Если не обращать внимание на свободное развитие ребенка и насаждать цели, чуждые его природе, то неизбежно возникнут комплексы, конфликты, неврозы, а спустя некоторое время – более глубокие проблемы, такие, как наркомания или алкоголизм. Для предотвращения таких последствий необходимо прививать детям и подросткам самостоятельность в поступках, формировать убеждение о вреде наркотических веществ, смертельной опасности их употребления и неизбежной расплаты за это.
Основная цель профилактической работы по борьбе с наркоманией - это предоставление подросткам информации, которая явилась бы основой для роста их психологической, социальной и гражданской ответственности, понимания того, что развитию наркомании всегда предшествует психологическая и социальная дезадаптация личности.
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий наркомании, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных.
Дети должны четко осознать, что отсутствие зависимости от табака, алкоголя и наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять более престижное положение в обществе. Для того, чтобы стать успешными в жизни, дети должны уметь общаться, уметь находиться в коллективе, сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также способность и готовность нести личную ответственность за принятое решение.
Основанная на правдивой информации, грамотно, и своевременно проведенная профилактическая работа способна значительно ограничить распространение наркотиков в подростковой среде. Обученные дети и подростки, хорошо знающие об опасности употребления наркотиков и умеющие противостоять давлению группы по приобщению к наркотикам, способны обезопасить свою жизнь.
Подготовленные дети и подростки становятся существенной преградой на пути распространения наркотиков.
Цель:
воспитание успешного и эффективного молодого человека, обладающего адекватными жизненными ценностями, психическим и нравственным здоровьем.
Задачи:
способствовать формированию активной жизненной позиции и ответственности за свое поведение;
пропагандировать ценность здорового образа жизни;
помогать в осознании пагубности зависимости от психоактивных веществ и её последствий.
Ход мероприятия
Ведущий: В последнее время одной из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.
С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и потребление их подростками.
Наркотики и другие психоактивные вещества сегодня – это, к сожалению, составная часть «молодежной культуры», ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы.
Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. Это тяжелое заболевание, которое начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием наркотической зависимости. Проблема наркомании уже давно стала всемирной.
Наркотики в состоянии за несколько дней поработить волю человека, за несколько лет «выжечь» человека дотла, превратить его в беспомощную машину, вся жизнь которой посвящена поиску новой «дозы» и страху перед очередной ломкой.
Наркотик – это сильно действующие природные, в основном растительные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке потерю сознания и смерть.
Известно, что наркоманы – тяжелобольные люди, у которых негативно изменяются все стороны личности: биологическая, психоэмоциональная и духовная, и уже к тридцати годам своей жизни многие из них умирают.
Как сберечь человеческое в человеке? Эти проблемы глубоко волнуют общество, поэтому нужно использовать все средства, чтобы уберечь подростков от шага, который может увести в пропасть.
Наркомания очень быстро и прочно подчиняет себе человека, изолируя его от окружающих, лишая нормальных, житейских радостей, разрушая его интеллект, парализуя волю и чувства. Она губительно отражается на здоровье потомства: дети, рождающиеся у наркоманов, часто имеют физические и психические дефекты. К сожалению, начинающие наркоманы, как правило, не верят, что по мере привыкания наркотик становится необходимым уже не для получения удовольствия, а для временного снятия тяжелых, мучительных симптомов, именуемых абстиненцией. Иными словами – «ломки».
Поэтому прежде, чем попробовать первый в своей жизни наркотик, подумай: зачем тебе это нужно?
Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы ещё раз обсудить проблему наркомании.
Главное в нашем мероприятии – создание атмосферы доверия и презумпция невиновности. Ведь говорить о наркотиках - это не значит употреблять их.
Для продолжения нашего мероприятия и выполнения практических заданий я предлагаю вам разбиться на группы (по 5-6 человек).
Первое задание - «Портрет «зависимости»»
Участники групп должны нарисовать портрет зависимого от наркотиков человека. Это может быть рисунок или символическое изображение. Главное - постараться отразить в рисунке те чувства, которые возникают, когда вспоминаешь о наркоманах
(Время работы – 5–7 минут.
После того как участники закончат работу, рисунки вывешиваются на доску, даётся их краткая характеристика и происходит обмен впечатлениям).
Второе задание называется «Верю – не верю»
Вы видите у себя на столах жетоны двух цветов – красного и зелёного: красный означает – несогласие, зеленый – согласие. Я буду задавать вам вопросы, а вы при помощи жетонов будете отвечать, ДА или НЕТ.
- Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа (нет)
(Алкоголь - это депрессант, он угнетает деятельность головного и спинного мозга)
- Зависимость от наркотиков - это просто состояние души (нет).
(Зависимость от наркотиков - реальна, она бывает одновременно физической и эмоциональной)
- Если, выпив, вести машину небезопасно, то, накурившись марихуаны, вести машину вполне возможно (нет).
(Исследования показывают, что навыки управления автомобилем ухудшаются на период 4-6 часов после выкуривания одной сигареты с марихуаной, есть авторы, которые утверждают, что пик нарушения приходится на момент, когда исчезают первые признаки «охмурения»)
- Впервые пробуя наркотики, подростки обычно достают их у незнакомых людей, которые старше их (нет)
(Обычно молодые люди, которые впервые пробуют наркотики, получают их от своих друзей)
- Если вы хотите протрезветь, то чашка горячего свежего черного кофе, свежий воздух или холодный душ помогут вам (нет)
(Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не меняется, и, следовательно, скорость реакции, внимание и поведение будут, как у пьяного человека)
- Среди определенной части молодежи распространено мнение, что от «легких» наркотиков зависимости не бывает. Так ли это? (нет).
(Курение марихуаны вызывает развитие ряда тяжелых заболеваний, психических расстройств, а также является прямым путем к употреблению более сильных наркотиков)
- Когда беременная женщина употребляет наркотики, это влияет на здоровье ее новорожденного ребенка (да).
(Любой наркотик, включая алкоголь, который употребляет беременная женщина, проникает через плаценту в плод).
- Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции (да).
(Следы употребления марихуаны могут быть обнаружены в организме в течение 7-10 дней после выкуривания одной сигареты)
- Подростки, которые начинают пить алкоголь до 15 лет, подвергаются в два раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым (да).
(Исследования показывают, что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвержен большему риску столкнуться с проблемой наркомании).
- Даже одноразовое применение наркотика может вызвать смерть (да).
(Каждое употребление наркотика может привести к мгновенным спазмам сосудов, обеспечивающих питание головного мозга, а это, в свою очередь, способно вызвать потерю сознания, остановку дыхания, сбои в работе сердца).
Наше следующее задание называется «Почему?»
Каждая из групп должна найти причины, которыми пытаются объяснить употребление наркотиков.
Время работы – 5 минут.
После окончания работы, команды представляют свои версии. И происходит обсуждение каждой из причин.
Возможные ответы
|
Потребность в самоутверждении
|
Любопытство
|
Желание следовать правилам компании
|
Подражание
|
Желание стать популярным
|
Желание испытать необычные ощущения
|
Безделье, скука
|
Желание раскрепоститься
|
Страх перед трудностями и конфликтами
|
Недостаток любви и внимания
|
Эмоциональная боль
|
Одиночество
|
Конфликты в семье
|
Низкая самооценка
|
Давление со стороны компании
|
Недостаточная забота о себе и своём здоровье
|
Четвёртое задание - «Проблемы зависимых»
Проблемы, возникающие при злоупотреблении наркотиками
|
Медицинские
|
Социальные
|
Правовые
|
|
|
|
Каждой группе дается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения.
Затем представители каждой группы защищают свое мнение. Остальные участники могут дополнять его или выразить свое несогласие.
Время работы – 5 минут.
Возможные варианты ответов
|
Медицинские
|
Социальные
|
Правовые
|
ВИЧ/СПИД;
Гепатит;
Тяжёлые нервные и психические расстройства;
Снижение иммунитета;
потеря трудоспособности;
Слабоумие;
Поражение ЦНС и других органов и систем;
Проблемы с деторождением и со здоровьем будущих детей и т.д.
|
Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
Снижение общественной активности;
Разрушение семейных отношений;
Разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям;
Снижение социальной ответственности;
Беспорядочные половые связи;
Проституция;
Самоубийство.
|
Воровство, грабежи;
Хулиганство;
Нанесение телесных повреждений;
Убийство;
Хранение, распространение наркотиков;
Изготовление наркотиков;
Склонение других лиц к употреблению и т.д.
|
Ведущий: Для того чтобы добиться желаемого от других, люди используют разные методы. Но результат всегда будет зависеть от того, готов ли сам человек, на которого давят, выстоять и уверенно сказать НЕТ.
В жизни не бывает ситуаций с категоричными позициями «чёрное» или «белое» – отказ или согласие. В каждом случае отказ или согласие должны быть разумными и обоснованными. Как вы считаете, в каких ситуациях ОТКАЗ – единственно правильный выход?
(Участники перечисляют рискованные ситуации, где необходимо уверенно сказать «нет»: предложение закурить или выпить, попробовать запрещённые вещества, пойти на рискованный сексуальный контакт, украсть, совершить физическое или моральное насилие над кем-нибудь и другие ситуации)
Нередко нам недостаёт простого умения – аргументировано отказаться от нежелательного, невозможного варианта, предлагаемого кем-то из нашего окружения.
Каждому из нас хотя бы раз было трудно ответить отказом по разным причинам: из-за боязни кого-либо обидеть, поставить в неловкое положение или просто из любопытства – что же будет дальше.
Однако умение делать правильный выбор и аргументировано говорить «нет» является результатом жизненного опыта, социальной и духовной зрелости, когда полностью сформирована ответственность за свои поступки и решения.
В психологии выделяется несколько техник отказа. Вот некоторые из них:
- ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ «НЕТ»
Мы просто говорим НЕТ, уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь. Удобно использовать в тех случаях, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем полное право на это.
Примеры высказываний: «Нет!», «Нет, нет, я не могу это сделать!», «Нет, я предпочитаю этим не заниматься!»
- РЕФЛЕКСИВНОЕ «НЕТ»
Мы отражаем содержание и/или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет». Эффективно в том случае, когда мы, даже не смотря на понимание проблемы собеседника, не можем и/или не хотим выполнять его просьбы.
Примеры высказываний: «Я понимаю, что для тебя это очень важно, но, к сожалению, я не могу этого сделать»
- ОБОСНОВАННОЕ «НЕТ»
Мы говорим «нет» и кратко раскрываем причину нашего отказа. Эффективно в том случае, когда мы имеем серьезную причину для отказа и готовы искренне раскрыть ее.
Примеры высказываний: «Я не могу это сделать, так как в ближайшие дни я очень загружен работой»
- КОМПРОМИССНОЕ «НЕТ» ИЛИ «НЕТ» НАПОЛОВИНУ
Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам выгодны. Эффективно в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях.
Примеры высказываний: «Я не могу это сделать сегодня, но я бы мог это сделать завтра»
- ДИПЛОМАТИЧНОЕ «НЕТ» ИЛИ «НЕТ» В МЕЛОЧАХ
Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать. Эффективно, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение.
Примеры высказываний: «Могу я тебе помочь как-нибудь по-другому?»
- «ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА»
Сущность техники. Мы говорим открыто «нет» и повторяем бесконечно одну и ту же фразу без эмоций и изменения интонации. Эффективно, если мы хотим, чтобы от нас просто отвязались, чтобы наш оппонент устал нас уговаривать и потерял к нам интерес надолго.
Примеры высказываний: «Нет, я не буду, я занят. Нет, я не буду, я занят. Нет, я не буду, я занят…» и так далее.
А сейчас мы переходим к следующему заданию «Ситуации»
Каждой группе предлагается ситуация, в которой один участник должен отказаться от предложения второго участника, начиная свой аргументированный отказ со слова «Нет…». Группам предлагается по очереди проиграть данную ситуацию, затем остальные участники могут ее прокомментировать.
Ситуация №1
Первая участница. В вашем городе открылся новый молодёжный клуб, и вы с подругой решили сходить туда на дискотеку. Вам удалось познакомиться с интересными ребятами, и они предложили вам выпить какой-то энергетический напиток. Вы не хотите пить одна, поэтому пытаетесь убедить подругу выпить вместе с вами.
Вторая участница. В вашем городе открылся новый молодёжный клуб, и вы с подругой решили сходить туда на дискотеку. Вам удалось познакомиться с интересными ребятами, и они предложили вам выпить какой-то энергетический напиток. Ваша подруга с удовольствием поддержала идею и предлагает вам. Ваша задача отказаться от предложения подруги.
Ситуация №2
Первый участник. Вы попал в очень сомнительную компанию. В этой компании весело, вас там принимают за своего, но… Там принято экспериментировать с разными курительными смесями. Никто не настаивает, чтобы и вы попробовали, но вас просят спрятать у себя дома пакет с очередной большой партией спайс. Вы не можете этого сделать – у вас один стол и один шкаф на двоих с сестрой (она обнаружит и скажет родителям). Если вы откажите лидеру вашей компании – у вас возникнут проблемы в двойне. У вас не остается выхода, кроме того, как попросить о помощи друга. Ваша задача убедить вашего друга взять пакет на хранение к себе домой.
Второй участник. Ваш друг просит вас о помощи – взять домой на некоторое время на хранение пакет, убеждая вас в том, что это для вас безопасно.. Вы очень желаете помочь своему другу. Но ситуация вам кажется сомнительной. Ваша задача отказаться.
Далее предлагается подвести итоги упражнения через обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Чью роль было сложнее играть – убеждающего или сопротивляющегося?
- Какие приёмы (способы) отказа использовали в диалоге?
- Какой из приёмов (способов) в итоге оказался самым результативным?
- Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в жизни?
- Вспомните одну из последних ситуаций в своей жизни, когда вы не смогли убедительно сказать НЕТ. Почему не удалось?
Задание «Аргументы»
Группам предлагается в течение 1-2 минут придумать и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления наркотиков.
Затем один из участников одной группы называет один довод, после этого свой довод приводит участник второй группы и т. д. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказалось как можно больше участников.
Ведущий: А сейчас мы переходим к последнему заданию нашей встречи, выполнять которое вы будете индивидуально. Я хочу, чтобы каждый из вас осознал свой выбор и задумался над ним.
Задание «Наши ценности»
Учащимся предлагается список общечеловеческих ценностей:
самореализация в любимом деле;
благополучие и мирная обстановка в стране;
общественное признание;
материальный достаток;
отсутствие проблем со здоровьем;
любовь;
семейное благополучие;
удовольствия, развлечения;
саморазвитие, самосовершенствование;
свобода, независимость;
справедливость;
доброта;
честность;
искренность;
вера;
целеустремленность.
Каждый выбирает из списка пять самых главных для него ценностей. Затем предлагается вычеркнуть из списка выбранных ценностей те, которыми невозможно обладать, будучи наркоманом. Желающие могут прокомментировать свое мнение.
Ведущий: Как мы видим, многие жизненные ценности теряются с началом употребления наркотиков.
Однако нужно помнить, что всегда, в любой ситуации есть выход. Вы не одиноки, есть люди, которые переживают за вас, всегда помогут в трудной ситуации. И прежде всего – это ваши родители. Есть единственный действительно эффективный способ не стать зависимым от наркотиков – это никогда, ни при каких обстоятельствах их не пробовать!
Начавший употреблять наркотические вещества человек напоминает собой мотылька, стремящегося к огню: свет привлекает его, но огонь обжигает крылья, и мотылек погибает от того, к чему стремился. Однако, огонь тем привлекательнее, чем темнее вокруг. Если для мотылька вокруг будет светло, он не станет лететь на огонь – и это тоже следует помнить!
Великий русский писатель А.П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Я желаю, чтобы среди вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим.
Я надеюсь, что вы приобрели новые знания и закрепили старые, которые в дальнейшем помогут вам противостоять соблазну и отказаться от употребления наркотиков. Ведь жизнь без них гораздо лучше и интереснее, богаче и разнообразнее.